MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
md-it
md-it
>
Интернет и интранет Дистанционное обучение Системы с открытым исходным кодом Интеллектуальные системы Автоматизация предприятий Книги по IT Услуги IT-консалтинга О проекте
 
Дистанционное обучение :: Первые 10 лет бизнес-образования онлайн

Первые 10 лет бизнес-образования онлайн


В середине 90-х ещё не было термина e-learning, но эксперты в области бизнес-образования уже задумывались о последствиях наступления эпохи интернета для их сферы деятельности. Какие из прогнозов того времени сбылись? Много ли нового принесло с собой нынешнее «цифровое племя», заселившее www в последние годы?


Предсказанная революция

Весной теперь уже далекого 1996 года в издательстве Массачусетского технологического института появилась статья под названием «Вызовет ли интернет революцию в бизнес-образовании и исследованиях?» («Will the Internet Revolutionize Business Education and Research?») Авторы статьи были уверены, что скорость развития информационных технологий перевернет представление о бизнес-образовании, и даже создали собственный сценарий развития бизнес-образования будущего. Они высказали мнение, что распространение «электронного бизнес-образования» должно привести к резкому спаду популярности традиционных бизнес-школ, т.к. новые виртуальные учебные аудитории могут быть созданы работодателями на базе собственных компаний. Это позволит им проводить обучение своих сотрудников без отрыва от работы в необходимые сроки и в необходимом объеме.

Авторы публикации напомнили: до середины 90-х годов предполагалось, что новые интернет-программы будут служить как дополнительные инструменты в руках традиционных бизнес-школ, однако на деле получилось совсем наоборот. Глобальная электронная инфраструктура позволила многим известным компаниям  выйти рынок образования со своими программами. Центры последних достижений в бизнес-образовании уже тогда нередко складывались вне бизнес-школ. Новые, постоянно совершенствующиеся и обновляющиеся интернет-программы рано или поздно станут очень сильными конкурентами для традиционных программ МВА, заявили авторы публикации десятилетней давности. Они отметили, что доверие работодателей к инновациям уже привело к изменениям в принципах обучения: в 90-х годах были созданы технологии, позволяющие отказаться от формализации процессов обучения, такие как, например, Lotus Notes. Преподаватели из Motorola University уже на тот момент при обучении использовали виртуальные имитаторы сборочных конвейеров, и исследования показали, что рабочие, прошедшие такой курс обучения, делают значительно меньше ошибок, чем те, кто учился по традиционной программе. Иногда новые образовательные технологии разрабатывались бизнес-структурами совместно с учебными центрами, как в случае партнерства Andersen Consulting и Института образовательных технологий Северо-Западного университета (Northwestern University’s Institute) при разработке тренингов по продажам.

Интерес к учебным заведениям, основанным на базе компаний, в 1996 году  только начинал расти, однако во многих американских компаниях, таких как General Electric, Motorola, Disney, корпоративные обучающие программы к тому времени практиковались уже многие годы. Количество таких курсов в Sprint’s University of Excellence уже тогда насчитывало около 750, а в Motorola University около 300.

Авторы публикации предсказывали, что постоянно развивающаяся инфраструктура настолько существенно изменит спрос и предложение, что это приведет к установлению «нового экономического строя». Сеть уже тогда позволяла практически любому человеку за небольшие деньги опубликовать необходимую информацию в интернете и сделать ее доступной по всему миру. Применительно к бизнес-образованию это означало, что информация становится общедоступной с помощью интернет-протоколов, и дает студентам возможность в реальном времени видеть все, что только может им понадобиться. Авторы статьи отмечали, что коммерческий интерес к интернету очень высок и продолжает расти. Некоторые специалисты в середине 90-х предсказывали, что в интернете образование станет намного популярнее, чем заказ каких-либо услуг или развлечения. Летом 1994 года старшекурсники University of Alabama запустили программу, предназначенную для пользователей интернета. Они предоставляли пользователям различную информацию: от дорожной карты до учебных лекций. Программа стала очень популярной, в течение 6 недель ежедневно ее посещало около 62 тыс. студентов из 77 стран мира. Использование новых технологий, по мнению ученых, предполагало коренные изменения в образовательном процессе бизнес-школ. Сценарий дальнейшего развития бизнес-образования, созданный в 1996 году, выглядел следующим образом:

  • Виртуальные сообщества студентов. Потребность студентов в физическом взаимодействии друг с другом и с преподавателем будет со временем уменьшаться, т.к. виртуальное пространство начинает вытеснять учебные аудитории. Преимуществом станут: более низкая цена, комфорт, безопасность, гибкий график и возможность игнорировать временные и пространственные ограничения. Студенты, которые будут обучаться в виртуальных сообществах, смогут самостоятельно выбрать группы в зависимости от интересов, уровня знаний, культуры и предыдущего опыта.

  • Личный контроль, а не пассивное усвоение материала. Т.к. потребность в персонализированном обучении постоянно растет, преподаватели будут меньше времени уделять стандартному структурированию материалов, а студенты будут самостоятельно выбирать необходимый им контент для изучения. Кроме того, преподаватель будет не экспертом, а помощником или тренером.

  • Пожизненное обучение. Знания постоянно обновляются, поэтому новые программы будут способствовать обучению в период всей сознательной жизни.

  • Обучение по ситуации, а не на всякий случай. Количество новых материалов удваивается каждые 7 лет, а в технических областях большая часть того, что студенты проходят на первом курсе, к выпуску уже успевает устареть. Поэтому образование должно быть своевременным предоставлять знания не «на всякий случай, вдруг понадобятся», а «по ситуации, когда понадобятся».

  • Демонстрация знаний, а не наличие диплома. В областях науки, где большую роль играют знания, уровень подготовки специалиста сразу заметен. Поэтому в будущем уровень знаний будет тестироваться при помощи различных программ.

  • Диплом не из вуза. Когда диплом потеряет свою важность, сертификацией знаний будут заниматься не только учебные заведения, а профильные коммерческие организации смогут выдавать специальные дипломы наравне с вузами.

  • Полная глобализация. Образование, как и многие процессы, основанные на знаниях, будет распределено по всему миру. Компании или студенты смогут позаимствовать или купить необходимые материалы у глобальных провайдеров.

  • Глобальное сотрудничество. Большинство студентов и факультетов будут тесно сотрудничать с коллегами по всему миру. У факультетов будет больше возможностей по распространению материалов, а студенты смогут работать с людьми из различных культурных слоев.

  • Открытая конкуренция. Студенты смогут сравнивать предложения различных образовательных учреждений, а работодатели, родители и коллеги смогут легко проследить успеваемость любого из них.

  • Визуальная, а не текстовая информация. Письменность существует в истории человечества не так давно, как изобразительное искусство. Наши ментальные процессы предполагают более качественное восприятие такой информации, как картинки и непосредственное общение, чем текстовые документы и аудиозаписи. Новейшие системы обработки видеоизображения позволят студентам более детально усвоить необходимую информацию.

  • Симуляции. Студенты будут получать знания не методом запоминания текстов, а практическими действиями в специально смоделированных учебных ситуациях. Студенты Carnegie-Mellon University и MIT Sloan School уже используют реальные ситуации на рынках для обучения в реальном времени.

  • Вуз совместно с бизнесом. Интернет станет дешевым средством связи студентов с преподавателями, спонсорами программ и потенциальными работодателями, а преподавателям-теоретикам позволит связаться с бизнес-практиками.

  • Контекст и концепт. Исторически так сложилось, что теория и концептуальные разработки существовали отдельно от практики бизнеса. В гипертекстовом мире студенты смогут напрямую от практических механизмов переходить к их теоретическим основаниям. Например, воспользовавшись системой электронных платежей, студент сможет узнать подробную информацию о её устройстве и пойти по ссылкам дальше – к теоретическим разработкам, лежащим в её основе.

Десять лет спустя

С тех пор прошло 10 лет, появился новый взгляд на бизнес-образование будущего. E-learning, или бизнес-образование при помощи современных компьютерных технологий, развивается вместе с всемирной паутиной. Как в 2006г. видится новый этап развития бизнес-образования онлайн, который по аналогии с новым этапом развития интернета иногда называют E-learning 2.0.

Современный образовательный контент можно представить в виде кирпичиков, из которых строятся знания, или атомов, из которых строится молекула. А если эти частички сложить вместе или реорганизовать в новый курс, то его можно использовать в собственных целях или отправить в интернет-сообщество в виде книги, наставления или в каком-нибудь другом формате. Таким образом, E-learning представляет собой совокупность интернет-курсов, собранных по различным принципам.

Значительная часть нынешних обитателей всемирной сети называет себя «цифровым племенем» («digital natives») или иногда «N-gen» (Поколение N). Они быстро поглощают информацию одновременно из нескольких источников и сами выбирают, в каком «сообществе» публиковать созданный ими контент. Они живут в быстром темпе, предпочитают мгновенно получать реакцию собеседника и обратную связь. Они исповедуют принципы «открытого общества». По их словам, рынок – это диалог между производителем и потребителем, поэтому они отвергают любого рода посредников. В сфере E-learning социальным сетям соответствуют communities of practice, которые характеризуются общим интересом участников, их взаимодействием и совместным обучением в ходе которых они развивают принадлежащие всем им вместе ресурсы знаний.

Особенностью современного E-learning является самостоятельное формирование и изменение образовательного контента обучающимся. E-learning проходит под лозунгом «ориентированность на обучаемого». Это более чем просто адаптация традиционных программ к различным стилям обучения или возможность для студента сменить шрифт и цвет фона в материале. Это - переход полного контроля за обучением в руки обучаемого. В результате роль традиционного преподавателя практически полностью «размывается», а ответственность студентов за публикуемый материал существенно возрастает.

Сеть превратилась из инструмента пассивного восприятия в среду, в которой контент создается, дробится на маленькие части, меняет структуру, в зависимости от цели и эволюционирует, проходя через различные «сообщества» пользователей. «Новые пользователи» теперь не только читают, но и пишут различные материалы, а те элементы сети, которые уже стали новой системой коммуникации некоторые эксперты считают прообразом «WEB 2.0» или всемирной сети нового поколения. Очень важен тот факт, что «Сеть 2.0» - не технологическая, а социальная революция.

Если раньше в сообществе пользователей многие дискуссии проходили в относительно статичных форумах, то теперь на их место пришли блоги, которые сделали общение в интернете более живым. Преподаватели заметили, что при использовании таких инструментов как вики-технологии и блоги студенты переходят от обсуждения предписанных тем между собой к обсуждению более широкого спектра тем со специалистами по всему миру. В очень короткие сроки блоги стали широко использовать в образовательных целях.

В наше время стало очевидно, что образование не ограничится только рабочим местом, т.к. обучение затрагивает и объединяет каждый из аспектов нашей жизни: от ежедневных домашних забот до культуры и искусства. Следовательно, в конечном счете, жизнь и обучение сольются в единое целое, и самую большую роль при этом будет играть общение.

В современном интернете любой студент, инструктор или преподаватель сможет попасть на любой необходимый образовательный ресурс в любое время из любого места земного шара. Технологии бизнес-образования будущего, по прогнозам сегодняшнего дня, будут строиться на основе деловых игр в сети и достижений мультимедиа, а образовательные ресурсы будут доступны и открыты для пользователей. Обучение станет мобильным и будет проходить как индивидуально, так и в командах. Большую роль будет играть конференц-связь через IP и Internet 2. Преподаватели и тренеры понимают простоту и эффективность таких современных образовательных инструментов, как «википедии», «блоги», «интернет-вещание» и т.д., и уже полномасштабно их используют. Аудио- и видеоматериалы станут одной из основ E-learning. Например, даже сейчас все чаще в учебные материалы входят аудиокниги, которые можно прослушать на iPod или mp3-плеере. Мобильность и большое количество контента, который можно поместить на современные носители, будет способствовать повышению информированности и эрудиции. Ожидается, что уже в нынешнем 2006 году компании, специализирующиеся на онлайн-обучении предложат новые бизнес-модели, которые приведут как к увеличению качества образования, так и к адекватной стоимости образовательного контента.

Некоторые предсказания 1996 года сбылись – виртуальные сообщества студентов, личный контроль и выбор образовательных программ, глобальное общение уже существуют. Концепция пожизненного обучения и получения информации «к случаю», а не «на всякий случай», как и применение мультимедийных технологий и симуляций в образовательном процессе, набирают силу. Диплом, выданный именно уважаемой бизнес-школой, все еще важен, но корпоративные университеты – симбиоз теоретического знания и конкретной бизнес-практики – более актуальны для многих студентов.

Электронное бизнес-образование – процесс творческий и многогранный. В нем есть очень много видимых преимуществ и возможностей, которые не сможет дать ни одна традиционная бизнес-школа. На сегодня E-learning не смог заменить традиционное бизнес-образование, но серьёзно видоизменил многие из программ. Вряд ли когда-нибудь бизнес-образование онлайн полностью вытеснит оффлайновые бизнес-школы, но последним, вероятно, придётся серьёзно трансформироваться, чтобы выжить и преуспеть в новой среде.

При подготовке статьи были использованы материалы Sloan Management Review и www.elearnmag.org.

Сергей Чириков


Источник: www.e-xecutive.ru

Версия для печати
Вернуться к разделу "Дистанционное обучение: технологии, принципы, внедрение"
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Чтение и письмо в интернет-обучении
К средствам обучения в Интернете определенно стоит отнести чтение и написание текстов. Интернет широко используется в качестве средства общения, причем его использование в обучении имеет ряд...
подробнее..
Первые 10 лет бизнес-образования онлайн
В середине 90-х ещё не было термина e-learning, но эксперты в области бизнес-образования уже задумывались о последствиях наступления эпохи интернета для их сферы деятельности. ...
подробнее..
Осознание E-Learning 2.0
В нашем отношении к новым технологиям есть одна закономерность – мы одновременно переоцениваем их влияние в настоящий момент и недооцениваем влияние в будущем.
— Рой Амара (Roy...
подробнее..
Как избежать ошибок при внедрении LMS
Bersin & Associates помогли довольно большому числу организаций в таком деле, как выбор и внедрение систем дистанционного обучения. Компания также проводит ежегодные опросы по данной тематике, в...
подробнее..
Когда eLearning не работает
Слишком часто систему дистанционного обучения покупают для таких групп людей, которые: A. И близко не подходили к созданию курсов. Или, B. Никогда не обучали по таким курсам.
подробнее..
E-learning: Бум или крах?
Может быть E-learning и изменил наше восприятие того, как обучение приходит к студентам, или того, как сотрудники могут проходить тренинг, но тем не менее, остается все еще непонятным, насколько это...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: