Осознание E-Learning 2.0В нашем отношении к новым технологиям есть одна закономерность – мы одновременно переоцениваем их влияние в настоящий момент и недооцениваем влияние в будущем.
Эти, одни из самых интересных изменений в мире электронного обучения, видны даже не всем профессионалам. На свою предыдущую презентацию, посвященную теме E-Learning 2.0, я получил самый лучший комментарий из тех, которые бы я желал получать от аудитории: «Я никогда об этом прежде и не слышал. Эти новости буквально взбудоражили меня» Основная идея этой статьи не в том, чтобы углубляться во все детали имеющихся тенденций, а вначале просто проинформировать профессионалов обо всех возможностях, которые открываются перед ними. И по мере того, как углубляешься в технологии и концепции E-Learning 2.0, ощущения становятся подобны тем, которые испытываешь после покупки новой машины редкой марки – вы неожиданно обнаруживаете, что на улицах она встречается повсюду. Основные тенденции Изменения в электронном обучении обусловлены влиянием двух основных движущих сил. Первая – быстро возрастающий темп развития бизнеса и создания информации, которые ведут к сдвигу в сторону работы, а конкретно – знаний по специальности, и их видоизменений в соответствии с ростом информации. Эти силы приводят к следующим требованиям к корпоративному обучению:
Второй эффект, оказывающий влияние на обучение – внедрение Web 2.0. Термин Web 2.0 имеет много определений, но для нас важны два главных аспекта: Чтение и запись в web. В своем базовом варианте Web 2.0 означает, что каждый может очень просто создавать и распространять контент в Интернете. Это включает запись в блог, передача видео через YouTube, размещение картинок на Flickr, помогать созданию контента в wikis, как в Wikipedia, а также разработка социальных сетей типа MySpace. Ключевые компоненты для Web 2.0 – простые в использовании инструменты и совместное/социальное взаимодействие с ожидаемыми результатами. Один из самых интересных результатов Web 2.0 – то, что иногда называют коллективным разумом. В качестве примера можно привести влияние рейтингов и комментариев пользователей Amazon на поведение покупателей. Если распространить эту идею на другие виды контента, то потенциал информационного влияния между пользователями и экспертами растет экспоненциально. Очень важно, что этот показатель увеличивается при увеличении числа людей, активно контактирующих друг с другом через вэб, который дает людям возможность поиска и обмена информацией друг с другом и с экспертами. Это дает значительный эффект для вовлечение работающих в процесс обмена знаниями. Технические усовершенствования Интернет. Web 2.0 также означает сдвиг в сторону построения приложений. Вэб становится повсеместной компьютерной платформой, предоставляющей программы как сервисы. В ближайшие годы все реже и реже будет встречаться покупка программ для установки на локальные компьютеры. Вместо этого практически весь софт будет поставляться через вэб как сервисы, и эти же приложения могут быть использованы как компоненты в других приложениях. Самым лучшим примером могут служить машапы (mash-ups) от Google Maps, которые позволяют пользователям видеть актуальный список строений, перспективы продаж и другие данные прямо на карте. Начинаем E-Learning 2.0 Термин E-Learning 2.0 был придуман канадским исследователем Стефаном Доуном (Stephen Downes), как производный для всей совокупности тенденций в электронном обучении, которые возникли от комбинации со средствами Web 2.0. Для начала исследования E-Learning 2.0 рассмотрите вот такой пример: Небольшая команда из пяти практиков в департаменте корпоративного обучения внедрила инструменты e-learning 2.0 в свою повседневную работу. Им нужно определить свою стратегию по использованию «быстрого обучения» (rapid e-learning) и презентовать ее руководству для включения в ежегодный бюджет. Вот некоторые из путей, которыми группа может показать преимущества инструментов E-Learning 2.0:
Использовать RSS-ридер (например Bloglines) для отслеживания изменений в wiki, общих закладках и блоге. Нет нужды использовать уведомления, поскольку эту страницу каждый член группы посещает постоянно. Замечание читателю: если вы в затруднении, что такое вики, блоги, общие закладки и RSS-ридеры, можете посмотреть глоссарий в конце статьи, чтобы узнать больше об этих инструментах.. В данном примере команда использует инструменты E-Learning 2.0 для того, чтобы обеспечить поддержку действий группы по совместному обучению, исследованиям и текущим задачам. Эти инструменты упрощают многие задачи и увеличивают эффективность. Например, без этих инструментов, пришлось бы пересылать информацию по почте, что сделало бы затруднительным отслеживание процессов и обмен информации внутри группы. Очень важно также то, что эти инструменты предоставляют также персональные возможности для обучения. Запись в публичный блог подталкивает ваши мысли по проблеме, которая стоит перед вами. Рассказав о ней большому сообществу, вы можете получить совет, который поможет вам переосмыслить задачу и решить ее. Реальное воздействие инструментов E-Learning 2.0 на ежедневную работу и персональное обучение очень трудно для понимания, если подходить к нему с мерками индивидуального опыта. Наряду с поддержкой персонального и группового неформального обучения, E-Learning 2.0 может оказывать поддержку и формальному обучению, и часто используется для этого. Например вики могут быть использованы при групповом ведении проектов, блоги – для сообщения о процессе работы и для обратной связи при проведении группового обучения, общие закладки – для совместной исследовательской работы. В общем, простота использования и коллаборативная природа этих инструментов делают их очень пригодными для обучения. Три поколения E-Learning Описав грубыми мазками некоторые из интересных аспектов E-Learning 2.0, перейдем к написанию большого эволюционного полотна, описывающего все тенденции в современных технологиях электронного обучения. На самом высоком уровне эволюцию можно отобразить в следующей таблице:
E-Learning 1.0 – первое поколение обучения (в действительности – тренинга), проводимого через вэб. Может быть охарактеризовано курсом в 60 и более минут. Наиболее часто использовались синхронные курсы, поставляемые через виртуальный учебный класс или асинхронные курсы, построенные с использованием инструментов для авторинга, дизайн контента обычно следовал модели традиционного обучения, разработанный дизайнером по обучению. Ну и конечно курсы управлялись через LMS. E-Learning 1.3 – такое понятие используют для поколения e-learning, существующего последние несколько лет, при котором разработка происходит быстрее, а процесс обучения разбит на более мелкие куски. Обучение доступно в контексте рабочего места и форма доставки гораздо более проста. По этой причине обучение не всегда доступно через LMS, а доставляется до ученика через почтовые сообщения и ссылками на доступ к корпоративному интранету. Контент в E-Learning 1.3 создается обычно экспертами по тематике по шаблонам, с использованием средств быстрой разработки и систем управления учебным контентом (LCMS). Ну и дополнительно, виртуальные классы или обсуждения могут организовываться по мере необходимости как часть общего учебного процесса. Как видно из номера, E-Learning 2.0 – это гораздо более большой шаг, чем при переходе от E-Learning 1.0 на E-Learning 1.3. E-Learning 2.0 основано на инструментах, в которых комбинируется простая разработка контента, распространение через вэб и встроенные средства совместной работы. Создавать контент может любой сотрудник, даже в процессе текущей работы. В сущности, требования и ожидания от E-Learning 2.0, это органичное совмещение работы и обучения в одном процессе, управляемым самим сотрудником. Обучение – это процесс доступа к контенту, который создается как экспертами, так и коллегами по работе, а также и общение с коллегами через модель социального компьютинга. Очень многие люди говорят, что общество или сети оказывают большое влияние на обучение. Очень важно заметить, что E-Learning 1.0, E-Learning 1.3, и E-Learning 2.0 представляют эволюцию методов, использующих вэб для поддержки обучения и увеличения производительности человека. Но, например, в одно и то же время существуют одновременно AM/FM радио, CD, и iPod, то же можно сказать в отношении E-Learning 1.0, E-Learning 1.3, и E-Learning 2.0. Другими словами, хотя колонки в табличке отделены друг от друга, практические решения обычно являются комбинацией методик из нескольких поколений. Вооружившись таким пониманием, попробуем посмотреть, когда можно использовать каждый метод. E-Learning 1.0 решения останутся для использования в тех случаях, когда объем контента велик, аудитория достаточно большая, ее потребности известны, а знания находятся примерно на одном расстоянии от уровня знаний эксперта. E-Learning 1.0 также может использоваться в случае сертификационного обучения или обучения навыкам с высокой значимостью ошибки. E-Learning 1.3 может быть использовано для быстрого целевого обучения или просто обычной передачи информации о новых продуктах, процедурах, системах и т.д. E-Learning 2.0 может быть использован для совершенно различных учебных задач. E-Learning 2.0 также очень пригоден в тех случаях, когда контент не может быть эффективно формализован без больших финансовых затрат на анализ и разработку, поскольку информации очень много и она непрерывно меняется и воспроизводится в процессе работы. Действуем E-Learning 2.0 – это относительно новая вещь и потребуется достаточно времени, чтобы она начала работать в большинстве организаций. В то же время, некоторые очень важные вопросы нуждаются в обсуждении сообществом практиков, которые нацелены на использование данных технологий обучения.
Некоторые из этих вопросов могут показаться неважными в настоящий момент, однако их решение необходимо в широкой перспективе: "Чтобы адаптироваться к плоскому миру, знание того, как «научить учится» - одно из важнейших, поскольку работа меняется все быстрее, поскольку инновации внедряются все быстрее. Томас Фридман (Thomas Friedman), «Мир – плоский»
По Фридману, научить учится – вот ключ ко всему. E-Learning 2.0 открывает новую дверь в обучение. Как сообществу, для нас очень важно находится на переднем крае этого движения. Мы должны быть профессионалами в этих инструментах и понимать, как использовать их в процессе неформального и формального обучения. Для начала Простейший инструмент в персональном плане это блог: зарегистрируйтесь на Blogger и попробуйте блоггинг. Простейший инструмент в плане группы или организации – вики: зарегистрируйтесь на PBWiki и используйте ее для создания вэб-страниц, которые используйте совместно в своей группе. Короче говоря, творческий подход к использованию read/write web и обучению связанным с ним знаниям об обучении – это очень важный фактор, для того, чтобы наше сообщество осталось лидером в E-Learning 2.0. Дополнительные ресурсы Определение E-Learning 2.0 в WikiPedia: http://en.wikipedia.org/wiki/ELearning_2.0 "E-learning 2.0,", Стефен Доун, Национальный исследовательский совет Канады, eLearn Magazine, Октябрь 2005, http://elearnmag.org/subpage.cfm?section=articles&article=29-1 Сообщения в e-learningTech.BlogSpot.com, связанные с темой данной статьи:
Рекомендованные инструменты
Глоссарий Все последующие определения снабжены ссылками на их определения в Wikipedia.
Автор: Тони Каррер (Tony Karrer) Оригинал статьи: http://www.learningcircuits.org/2007/0707karrer.html Оригинал перевода: http://www.distance-learning.ru
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
Контакты |
|