E-learning: Бум или крах?Может быть E-learning и изменил наше восприятие того, как обучение приходит к студентам, или того, как сотрудники могут проходить тренинг, но тем не менее, остается все еще непонятным, насколько это мощный и приемлемый инструмент с точки зрения бизнес-перспектив. Суппортеры вовсю расхваливают преимущества на Интернет-сайтах, критики скептически смотрят на распускающиеся цветочки и предсказывают расцвет сорняков по весне.
Исследователи Пенсильванского Университета Роберт Земский (Robert Zemsky) и Уильям Мэсси (William F. Massy) провели в 2004 году широкомасштабное исследование, главным вывод которого звучит так: "e-learning умрет еще до того, как люди поймут – как его надо использовать." Как вам проблема? Слишком много рисков, слишком много нетестированных продуктов, тенденций части вендоров обещать и не выполнять – все это сильно напоминает бум доткомов, который закончился известно чем… Но полученные данные позволяют сделать вывод, что изменения пейзажа канадского электронного обучения все же положительны, по крайней мере – в высшем образовании. А это означает – что есть потенциал и для бизнеса. Проведенное в 2006 году, по заказу издательства МакГрев-Хилл Рейерсон (McGraw-Hill Ryerson), исследование показало, что гибридное обучение (в котором используются как традиционные лекции, так и онлайновые возможности) – стало стандартной практикой в кампусах. В 2003 году 59% обучения было очным. В 2006 эта цифра понизилась до 31 процента – так показывает общенациональный опрос в канадских университетах. Например, Вэб-портал Университета Саскачевана (PAWS - Personalized Access to Web Services) удвоил за последний год (2006 – прим. перев.) количество доступных курсов, с 5 500 до 9 758. Университет Йорка использует подобную, но более широко распространенную систему управления курсами - WebCT, и также за последний год удвоил количество своих курсов – с 684 до 1321. В 2005 году в консорциуме, называемом Канадский Виртуальный Университет, на дистанционных и онлайновых курсах было зарегистрировано более 161 000 студентов разных возрастов из 12 университетов страны. Со времени основания в 2001 году, КВУ предоставляет комплексное образование университетского уровня через Интернет или дистанционное обучение. Самый известный из этих 12 университетов – и единственный, кто предоставляет обучение только онлайн – Университет Альберта в Атабаске, который в 1994 году запустил онлайновую программу MBA для менеджеров. «Мы не отмечаем конкурентных преимуществ обучения «в-любом-месте-в-любое-время», кроме экономии на транспортных расходах» - говорит Терри Андерсон (Terry Anderson), руководитель Центра исследований дистанционного обучения Атабаски. Еще с новыми технологиями приходит злоупотребление – отмечает еще один профессор. «Получение MBA через видеоконференции звучит примерно так же, как продажа диплома» - считает Доктор Алан Хохштейн (Dr. Alan Hochstein), профессор Университета Конкордии Школы Бизнеса Джона Молсона (John Molson School of Business). Он критически относится к инициативе Университета Куинн – предоставлять студентам проходить часть 15-месячной программы посредством курсов на основе видеоконференций. «Идея электронного обучения через видеоконференции хороша для людей, которые не могут учиться «лицом-к-лицу». Но отдельные школы делают это для привлечения студентов» - отмечает Хохштейн. Для него предпочтительнее традиционное обучение – «чтобы смотреть в глаза студентам и видеть, если они не понимают смысл сказанного преподавателем». Электронное обучение помогает продвигать инновации в тренингах на рабочем месте, обеспечивая сотрудников и менеджеров технологиями, соответствующими новым «социально-сетевым» тенденциям. IDC Канада оценивает рынок канадского корпоративного электронного обучения в 2 миллиарда долларов за 2005 год – сравните с 145 миллионами за 2000. Руководители ощущают преимущества отдельных e-learning программ, и в восторге от результатов. Корпоративное ПО для менеджеров IBM Канада делает обучение «более дружественным, более персонифицированным и более интегрированным с работой» - говорит Ли Вэссон (Lee Wasson), менеджер исследовательского центра IBM по продвинутым технологиям обучения. Одна из таких наиболее сложных систем, Learning@IBM портал, получает до 120 000 визитов ежемесячно. Объявленный в 2004, портал родился из необходимости уменьшить время обучения для сотрудников IBM. В IBM говорят, что у них есть единое ПО Учебный Портал – Управление Развитием для компаний уровня General Electric. Роб Пирсон (Rob Pearson), руководитель департамента обучения базирующегося в Торонто провайдера электронного обучения компании VitesseLearning, говорит, что его клиенты предпочитают переходить от форм обучения, основанных на мероприятиях, в среду, когда сотрудники сами выбирают – что им учить. Он также говорит о «стимулирующих» воздействиях электронного обучения – персонал более обучен, получая доступ к актуальной-на-настоящий-момент информации и более доволен «готовностью» онлайнового интерфейса удовлетворить желания пользователя. Тем не менее, мнения достаточно разные. В США имеются монстры, такие как Blackboard, ежегодный доход которого составляет примерно 200 миллионов долларов. На просторах Канады такого конечно не увидишь, но что-то подобное тем не менее имеется. Например, основная движущая сила рынка электронного обучения в Питерборо – расположенная в Онтарио фирма Operitel, является прибыльной с доходом в 2.7 миллиона долларов за 2005 год (1 миллион за 2004). Размер прибыли по сравнению с 2004 годом вырос на 24%. «Мы делаем то, что должны делать» - говорит CEO Майк Скиннер (Mike Skinner). «Мы вкладываемся в совмещение технологий и обучения, а не просто строим хорошие виджеты» Но другие поставщики не столь оптимистичны. «Доходы составляют только часть от ожидаемого» - говорит Тед Мурхауз (Ted Moorhouse), президент и CEO компании Serebra, Ванкувер. «Планируемые модели электронного обучения выглядят солидно, но в Северной Америке выигрывает традиционное обучение». Он говорит, что только некоторые его клиенты интересуются смешанным обучением, когда онлайновое и традиционное обучение комбинируются в гибридной среде. Мурхауз предпочитает обращать взгляд на клиентов вне Северной Америки. До 90% дохода Serebra приходится на заокеанских клиентов. «Многие страны не имеют высококвалифицированных инструкторов, но имеют большую потребность в обучении» - говорит он, упоминая Дубай, Египет и Иорданию в качестве стран, где используется система управлением обучением от Serebra. Продажи за океан способствуют другой популярной ныне в Канаде тенденции – консолидации. Многие e-learning компании уходят из бизнеса, поскольку здесь нет рынка – считает Ренди Лебон (Randy Labonte), директор по продажам компании Odyssey Learning Systems, Ванкувер. «Но другие предпочитают работать по методам консорциума, строя стратегические партнерские отношения с другими вендорами в индустрии». В случае с Odyssey это то, что компания сосредотачивается на управлении проектами и маркетинговой области, в то время как партнеры предоставляют необходимые учебные курсы. Но в конечном счете, относительно небольшой объем возможной прибыли не может удовлетворить свыше 300 компаний Канады, занимающихся электронным обучением. Как говорит Лебон – «Мы собаки, грызущиеся за объедки».
Автор: Дэвид Сильверберг (David Silverberg) Оригинал статьи: Canadian Business Online Оригинал перевода: http://www.distance-learning.ru
|
|
|||||||||||||
![]() |
![]() |
Контакты |
|